Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Версия для слабовидящих

Транспортные прокуратуры Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Прокуроры  и следователи – участники Великой Отечественной войны.

 С первых дней Великой Отечественной войны  транспорт стал играть решающую роль  в деле обеспечения успешного ведения боевых действий.

 Транспортная система Сибири и Дальнего Востока в этот период обеспечивала перевозку с востока на запад страны  войск, военной техники, боеприпасов, снаряжения (особенно в 1941г - для обороны Москвы), продовольствия и других необходимых грузов. С запада шли эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий и их персоналом, санитарные поезда. Особо  важную роль имела транспортировка  техники, оборудования и материалов, поставлявшихся по ленд-лизу   из США через Тихий океан на Дальний Восток, а оттуда по железной дороге на запад страны (по этому маршруту было поставлено почти половина  общего объема товаров; около 3% товаров, поставлявшихся по ленд-лизу, было перевезено Северным морским путем).  Также, одним из самых сложных был период лета 1945 года из-за осуществлявшейся массовой переброски войск, военной техники, боеприпасов и снаряжения в Забайкалье и на Дальний Восток и проведения военной операции по разгрому  японской  армии.

 

В соответствии с требованиями военного времени основными задачами, которые были поставлены перед транспортными прокуратурами в это период было обеспечение средствами прокурорского надзора и иными имеющимися у органов прокуратуры полномочиями:  надлежащей работы  железнодорожного и водного транспорта;  надлежащей  дисциплины труда; борьбы с прогульщиками и дезорганизаторами производства, с дезертирами на транспорте; борьбы с хищениями, бесхозяйственностью, злоупотреблениями; защиты прав семей фронтовиков и рассмотрение их жалоб.

Особое значение с учетом поставленных задач придавалось работе следственного аппарата транспортных прокуратур. Следователи работали с большой нагрузкой и в сложных условиях. Требования   к  следственной работе, особенно к срокам расследования, были жесткие. Основными категориями уголовных дел, которые расследовали следователи, были нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушения трудовой дисциплины, хищения,  должностные преступления работников транспорта. Особое внимание уделялось расследованию уголовных дел о дезертирстве с транспортных предприятий, которые должны были  расследоваться в предельно короткие сроки. Расследованные уголовные дела передавались на рассмотрение военных   трибуналов, действовавших  на железнодорожном и водном транспорте.

 

Еще в 30-е годы большинство транспортных прокуратур Восточной Сибири и Дальнего  Востока стали военными (военный прокуратуры: Восточно-Сибирской, Забайкальской и Амурской железных дорог,  Амурского речного бассейна и др.) и подчинялись Главной военной прокуратуре. Это было связано с военизацией транспорта на востоке страны из-за угрозы войны с Японией.   С началом  Великой Отечественной войны все транспортные прокуратуры стали военными и подчинялись  соответственно Главной военной прокуратуре железнодорожного транспорта  и Главной военной прокуратуре морского и речного флота.

С первых дней  войны деятельность транспортных прокуратуры была перестроена. Изменился режим работы, отменены отпуска.   Резко возросла требовательность к исполнению служебных обязанностей, соблюдению трудовой и  воинской дисциплины. Любые проявления «либерализма» и безответственности, нарушения требований приказов Прокурора Союза ССР жестко наказывались.  Выполнять поставленные задачи приходилось в условиях острого дефицита кадров. Штат  транспортных прокуратур был в то время немногочисленным. Так, военная прокуратура ВСЖД состояла из центрального аппарата и 4-х участков: Нижнеудинского, Зиминского, Иркутского и Улан-Удэнского, которые возглавляли помощники  военного прокурора ВСЖД (с июля 1942г – военные прокуроры участков).  Военными прокурорами ВСЖД были: Горшков И.Я.- 1940-43гг, Зельфа А.А. – 1943-45гг. Штатная численность военнослужащих и вольнонаемного состава  всей  военной прокуратуры ВСЖД  составляла около 27 человек. Оперативных работников аппарата -5.  Из такого же числа работников состоял аппарат управления Военной прокуратуры Ангарского и Байкало-Селенгинского бассейнов.

 

Большинство военных прокуроров и военных следователей с возложенными обязанностями справились и многие по окончании войны были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45гг».

 

Транспортные прокуратуры внесли свой вклад в общее дело победы над врагом.

      

После окончания войны на службу в  органы прокуратуры пришло много   фронтовиков. Многие из них в разные годы работали и  в транспортных прокуратурах.   Приход в органы прокуратуры новых  сотрудников из числа участников Великой Отечественной войны положительно отразился на повышении уровня всей прокурорской деятельности. Они составляли основу кадрового состава органов прокуратуры. Высокое профессиональное мастерство, организованность и принципиальность большинства из них в течение многих лет служили примером для  молодого поколения.   Так, в Иркутской транспортной прокуратуре (на правах областной, до 1953г - прокуратура ВСЖД) стали работать следователями фронтовики Алябьев А.Г., Седов И.П., Солдатов М.И., помощником прокурора - Потапов А.П., заместителем прокурора с 1953г., а затем транспортным прокурором  - Малаев В.Г.,  заместителем прокурора с 1955г – Блинников И.Ф. В 80-е годы уже во вновь образованной  Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре работали участники Великой Отечественной войны Бутлицкий Р.Д., Вортман З.В.Тунгусов И.С., Жабаев Р.С.     

       Они участвовали в войне с Германией и Японией, воевали практически во всех родах войск. Были стрелками и танкистами, связистами и артиллеристами, рядовыми и командирами, били врага на земле, воде и в воздухе. Многие из них за мужество и отвагу были награждены орденами и медалями.

 

Алябьев Алексей Гаврилович.   На фронте с февраля 1942г. Был связистом, помощником начальника отделения. Награжден: в 1943г - медалью «За боевые заслуги», в 1944г. – медалью «За отвагу», в 1945г. - медалью «За взятие Будапешта», медалью «За взятие Вены», медалью «За победу над Германией». С 1949 по 1957 год работал следователем, старшим следователем в прокуратуре ВСЖД, Иркутской транспортной прокуратуре.

 

 

 

  

Блинников Иннокентий Филиппович. С июня 1945г. по январь 1946г. был помощником Главного военного прокурора по дорогам Дальнего Востока в г. Чите. Находясь в этой должности, участвовал в войне с Японией.  Награжден медалью «За победу над Японией». Работал в органах прокуратуры с 1928 по 1971 год. В 1955-60г – в Иркутской транспортной прокуратуре.

 

Бутлицкий Рахмил Давидович (1920-2008). Участвовал в героической обороне Ленинграда, в сражениях в составе Днепровской краснознаменной военной флотилии, во взятии Берлина. Был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, многочисленными  медалями. В органах прокуратуры проработал с 1950 по 1984 год. Был прокурором Иркутского и Усольского районов, в  1976-84гг - Иркутским транспортным прокурором.    

 

 

 Вортман Зиновий Владимирович (1924-2010). В мае 1943 года в составе Орловского пехотного  училища, в котором учился с августа 1942 года, направлен на фронт. Воевал   в составе  Брянского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского фронтов. Был командиром  орудия и командиром взвода противотанковых орудий. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и Прибалтики. В феврале 1945 года тяжело ранен во время боев в Восточной Пруссии и находился на лечении в госпитале до мая 1945 года. Награжден медалью «За отвагу» (1943), орденом «Славы» 3-й степени (1944), орденом «Славы» 2-й степени (1945).  В августе 1945 года участвовал в войне с Японией на Забайкальском фронте, где был командиром орудия. Демобилизовался в мае 1946 года.  В 1947-52 годах учился на юридическом факультете Ленинградского государственного университета. С 1952 по 1969 год  и с 1983 по 1993 год работал в органах прокуратуры Алтайского края, Иркутской  и Брянской области, Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре. В 1969-83гг. проходил службу в органах внутренних дел УВД Иркутской области в качестве старшего следователя, начальника отделения УУР.

 

Малаев Виктор Григорьевич (1910-1986).  С февраля 1942г по август 1944г проходил службу в качестве военного следователя  военной прокуратуры прифронтовой Юго-Восточной железной дороги. Участвовал в обороне Сталинграда. С августа 1944г - помощник военного прокурора прифронтовой Эстонской железной дороги. Награжден медалями: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941-45гг». В 1955-60гг. - Иркутский транспортный прокурор (на правах областного). В 1960-81гг  служил в прокуратуре Иркутской области.  

 

 
Потапов Анисим Петрович (1922-1998). В августе 1941 года и направлен в Хабаровскую школу военных летчиков, после расформирования которой продолжил учебу в школе младших авиаспециалистов. Затем - служба в качестве мастера по вооружению в истребительном полку, вновь учеба - в Ленинградском авиационном техническом училище. С февраля 1943 года – в действующей армии в составе 686-го штурмового авиаполка. Участвовал в боях в качестве воздушного стрелка штурмовика Ил-2 на Южном и 4-м Украинском фронтах, 3,1 и 2 Прибалтийских фронтах, Ленинградском фронте.
 
  В 1944 году за умело проведенный воздушный бой и  10 успешных боевых вылетов был награжден  медалью "За отвагу»
          В этом же  году за отлично проведенный воздушный бой  Потапов получил  орден «Славы» III степени. Уже на завершающем этапе войны, в   1945 году, за 31 успешный боевой вылет, при которых было отражено 17 атак истребителей противника¸ уничтожено на земле 4 единицы боевой техники и 4 огневых точки зенитной артиллерии с   личным составом гитлеровцев, он был награждён орденом «Отечественной войны» 1 степени.  
          В 1950-1954 гг работал помощником прокурора Иркутского участка ВСЖД и помощником Иркутского транспортного прокурора. В 1954 году перешел на службу в Управления ВСЖД, где проработал более 30 лет, в том числе долгие годы возглавлял юридический отдел. В 1973 году защитил диссертацию  и получил ученую степень кандидата юридических наук. За заслуги в укреплении социалистической законности ему было присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР».  После выхода на пенсию, с 1985 г. и до последних дней своей жизни  Анисим Петрович занимался преподавательской деятельностью в Иркутском институте инженеров железнодорожного транспорта.
 
Седов Иван Петрович (1923-2007). В 1944г. за форсирование Днестра награжден орденом «Красной Звезды», в 1945г. - орденом «Отечественной войны» 2 степени - за прорыв обороны на Висле, орденом «Александра Невского» – за бои в Берлине. Работал  следователем в прокуратуре ВСЖД и Иркутской транспортной прокуратуре  с 1951 по 1960г. Неоднократно поощрялся за умелое расследование уголовных дел. С 1960г. в связи с упразднением  транспортных прокурату продолжил службу в органах внутренних дел Иркутской области.